Дневник «Мельпомены Таврии». Фестиваль глазами студента

Рубрика: Культура | 6 июля 2008, 12:38 | Саша Зырянов (ТО "Струм")

пресс-конференция мельпомены таврии

Это четвертая «Мельпомена» в моей жизни. Каждый год я очень жду ее. Для меня она праздник театрального искусства – актерского мастерства и авторской режиссуры. Порой, я грущу, порой – смеюсь. Но всегда переживаю вместе с артистами.
Международному театральному фестивалю «Мельпомена Таврії» — 10 лет! Все это время он баловал нашего зрителя выступлениями театров. Показывал свои премьеры. Многое изменилось со времен первого звонка (десять лет назад). Но остался дух фестиваля. Дух – богини Мельпомены!
14. 06. 2008. ДЕНЬ НУЛЕВОЙ. КУРЬЕЗ НА ФЕСТИВАЛЕ.
Все видели яркие афиши Театральной компании «Бенюк і Хостікоєв». Они привезли пьесу Д. Стейнбека «Про людей і мишей». Их выступление сбивало с толку. Когда же на самом деле открывается «Мельпомена»? Оказалось, в рекламе изначально была ошибка – спектакль 15 июня, а открытие фестиваля 16 июня.
Благодаря этой маленькой опечатке театральный праздник продлился на один незапланированный день. А главное то, что никто от этого не проиграл – ни труппа, ни наш зритель! На этот спектакль не попал. Поэтому не знаю, как все прошло. По слухам – постановка была очень сильной. Зал аплодировал 20 минут! Здесь комментарии излишни.
15. 06. 2008. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ОТКРЫТИЕ.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. Зашли в театр-кафе. Нас посадили за стол. О, есть минералка! Это хорошо. Сколько знаменитостей сидит напротив. Здесь Сергей Гармаш, Ирина Шинкарук. Говорили о сложности организации фестиваля и анонсировали приглашенные театры. «Строим и лечим души людей!» — говорит Александр Андреевич Книга. Я с ним полностью согласен. Очень хорошо, что этот фестиваль проходит именно в нашем городе. И именно наш неизбалованный зритель имеет возможность увидеть все эти спектакли.
Пресс-конференция прошла в формате: вопрос – ответ. Нас посвятили в тонкости организации, познакомили с членами всемогущего театрального жюри. Но все когда-то подходит к концу…
Завтра прессу обещают свозить за счет спонсора на конноспортивную базу «Буцефал». Вот бы попасть в число пятнадцати счастливчиков. Там лошади, природа, фуршет, и.… Буду ждать приглашения до последнего (ведь надежда умирает – сами знаете когда!).
ОТКРЫТИЕ. Пригласили в зал. Сидим и ждем. Прозвенел третий звонок.… Музыка! Появляются ведущие, объявляют о начале. На сцене начинается шоу – парад планет (звезд). Актеры танцуют хорошо. Одну девушку носят на руках. Появляются люди с флагами стран участниц. Начинается шествие. Ведущие (актеры нашего театра) кружатся в вальсе легко и непринужденно. Выглядит красиво и очень эффектно.
Над головами растянулся флаг «Мельпомены» под фейерверк из блесток. Супер! Первые ряды все в «серебре»! На сцену приглашаются организаторы и почетные гости фестиваля. Много говорят о важности этого мероприятия и желают удачи. Самая короткая речь была у Сергея Гармаша. Он пожелал: успехов херсонцам, а актерам удачи, дерзости и побед!
Выходят на сцену «богиня Мельпомена» и «Фестиваль». Это десятилетние мальчик и девочка. По случайности или по задумке – «Фестиваль» очень похож на Александра Книгу.
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА». Хватит нас мучить официальной частью, давай спектакль! Ведущий объявляет Криворожский театр музыкально-пластичных искусств «Академія руху». Актеры покажут пьесу Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Интересно, как справится с этим театр пластики?
Ожидание томит. Звучит музыка Нино Рота из фильма Ф. Дзефирелли «Ромео и Джульетта». Техперсонал готовит сцену. Тишина. Появляются актеры. Начинается театральное действо. Пока нравится. У артистов хорошо развита мимика и пластичность. Они порхают на сцене. Какие все худенькие! Неужели, их морят голодом?
Мне спектакль понравился! Стоим с журналистами, обсуждаем. Мнения разделились. Я считаю, что для дебютного эксперимента очень хорошо. Артисты не привыкли учить такое количество текста. Хотелось бы отметить актрису и актера, игравших Джульетту и Меркуцио (хотя он и невытянул свой предсмертный монолог). Еду домой обедать и назад в театр.
«ГАЛА-КОНЦЕРТ». Театральная площадь. Установлена сцена. Все хорошо, только не нравятся строительные заборы. Не помогают даже детские рисунки на них. Люди подходят. Люди разные, но в основном пьяные.
Начало. Мне кажется, что это я уже видел сегодня. Ну-у, разочаровали. Стою теперь скучаю. Жду хваленную киевскую группу «Арс Нова». Они должны, по словам организаторов, устроить шоу японских барабанов. На сцене уже дети-цветы. Неплохо.
Хваленых барабанщиков не дождался – не выдержал. Зато, праздничный салют был виден, даже из моего окна (а я живу на ХБК). Впечатляет! «Мельпомена Таврии» официально открыта! Буду с нетерпением ждать завтрашнего дня. Программа обещает быть интересной.
16. 06. 2008. ДЕНЬ ВТОРОЙ. ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ.
ВЫСТАВКА. Пришли в «Выставочный зал ХГУ». Кто бы мог подумать, что он находится в здании бывшей дискотеки «ДНК». Дизайн помещения понравился. На стенах – фотографии со спектаклей за 10 лет. Есть хорошие, а есть и не очень. Для меня это выставка-память. Посетители с интересом рассматривают работы. Фотографы не дремлют – «снимают» посетителей. Вспышки фотоаппаратов слепят. Выступает Олег Мишуков. На конноспортивную базу «Буцефал» не попал. Жаль…
Зато взял интервью у Александра Олтянова (Ромео). На вопрос: «Как вам фестиваль?», он ответил: «Очень нравится! Жаль, что надо скоро уезжать… Для меня – это праздник. Здесь я могу свободно пообщаться с актерами, обменятся опытом, и поделится идеями. Мы привезли постановку несвойственную нам. Пришлось выучить кучу текста. Было трудно, но зритель воспринял нас на ура! Очень довольны!».

20. 06. 2008. ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ДОЖДЬ НА УЛИЦАХ И НА СЦЕНЕ.
«ДВА СЕРДЦА». Опоздал. Теперь буду стоять. Ничего, это того стоит. Постановка нашего театра, режиссер Сергей Павлюк. Спектакль показывают в театр-кафе. Стою на балконе. Очень душно. На сцене Елена Галл-Савальская. Играет Фаину Раневскую. Очень тяжелая роль – много резких эмоциональных перепадов и монологов. Справляется на все сто. Я ей верю.
Пьеса об одиночестве. Немолодая актриса связывается с окружающим миром через телефон. Выглядит она как старуха – цветной халат, клетчатый плед и сидит кресле-качалке. Много курит и пьет. Когда-то знаменитая и узнаваемая, она осталась одна.… Одна со своими проблемами и страхами. Телефонного звонка ждет как манны небесной, но телефон молчит.… У Фаины Раневской буйный нрав, но в глубине души она добрый и отзывчивый человек.
За ней ухаживает Полина – женщина с большим количеством комплексов. Она серо и безвкусно одета – старый клетчатый пиджак, огромные «инженерские» очки и ужасная блузка с рюшиками. Она восхищается силой Фаины. Пытается всячески ей угодить. Но все тщетно. Кажется, Фаина презирает ее. Но со временем начинает воспринимать ее как дочь. Помогает ей осуществить мечту – стать актрисой. Конец первого акта.
Во втором акте мы видим уже совершенно другие характеры. Фаина стала мягче. Все это время она скучала за «дочерью». А та появляется перед нами уверенной в себе женщиной. Она уже больше не боготворит Фаину. У нее проблема – сын в тюрьме! Фаина очень помогает ей. Она благодарна, что ее еще помнят и любят!
Каждому из нас близка тема одиночества. А игра актеров превосходно раскрыла ее. Зритель в восторге. Зал взрывается овациями! Слышатся крики: «Браво!». Безусловно, это успех!
РЕПЕТИЦИЯ. Дождь. Собрались в «Пресс-центре». Журналистам предлагают принять участие в «театральном капустнике». Круто! Все согласны. Распределяют куплеты. Из мужской половины я один буду петь частушки. Оказывается, у меня очень смешной голос. Отрепетировали. Завтра будем на большой сцене! Ждем этого со страхом.
«БОЛЕРО». Весь день идет дождь. Ели добрался. Театр «Киев модерн-балет», возглавляемый Раду Поклитару, будет показывать два одноактовых балета. Наслышан. Занавес! Темнота. Группа людей. Одеты в смирительные рубашки. Лысый актер в трико стоит отдельно от всех. Музыка Мориса Равеля. Лысый побежал по диагонали, четко попадая шагами в бит.
«Однородная масса людей» начинает двигаться. Они все связаны рукавами своих рубашек. Орут друг на друга. Голоса похожи на рычание, или, даже, на вопли сумасшедших. Это одна из визитных карточек «Киев Модрн-Балета». Пытаются вырваться. Не могут.
И тут… одна девушка выбежала из общего «котла». Она на свободе! Она танцует по-своему, не как все. «Масса» смотрит на нее. Они все одинаковые и серые. Она – яркая и индивидуальна! Она «мыслит» самостоятельно. Они зависят друг от друга. Она – личность! Они – социум! Социум со своими порядками и правилами.
Что это? К ней выбежала еще одна девушка. Она встревожено смотрит по сторонам. Первый раз свободна… Девушки делают свои разные неповторимые движения в танце. «Масса» находится на заднем плане – наблюдает, пытается распасться, но, увы! Девушки уже делают одно и то же… опять пробежал лысый.
Постепенно все освободились от оков смирительных рубашек. И делают одно и то же.… Опять танцуют одинаково вместе. Рубашек нет, но есть невидимые цепи, которые связывают их еще сильней. Социум не победим? Индивидуальность обречена?
«ДОЖДЬ». Антракт. Зрители делятся впечатлениями. Каждый выдвигает свою версию увиденного. Жду второго спектакля. Молчу – «перевариваю». Впечатления переполняют. Люди с балконов садятся поближе на свободные места. Звонок. На сцене те же актеры. Выглядят свежо. Кажется, что это не они только что танцевали 20 минут. Звучит музыка Иоганна Баха. Завораживает.
Костюмы у всех разные и хорошо подобраны. Благодаря им, на сцене царит дух 20-х годов прошлого столетия. Танцуют босиком. Имитируют слепоту. Узнают друг друга на ощупь. Прозревают. Снова видят. Музыка Баха сменяется этнической композицией – грузинской. Накладываются звуковые эффекты – дождь, поезд и пр. Они дополняют увиденное. Пара (парень и девушка) отделяются от всей группы. Начинается сценка.
Вокзал. Опаздывают на поезд. Парень обращается с девушкой как с вещью. Музыка передает темперамент влюбленных. Молодые встречаются и расходятся. Девушка все время ждет его. Она не имеет право на собственное мнение. Живет на «чемоданах». За ним пойдет на край света. Красиво в танце обыграна история любви. Эта символическая миниатюра полностью раскрывает характер отношений на Кавказе. Отношений как они есть – мужчина главный!
Опять Бах… Картина повторяется. Актеры встречаются и вновь прозревают. Музыка их объединяет, несмотря на национальность и вероисповедание. Звучит французский мотив. В этот раз классическая драма – любовный треугольник. Два парня любят одну девушку. На сцене разворачивается «война» за расположение дамы. Перед зрителем раскрывается вся бессмысленность и острота такой ситуации. А игра актеров и музыка помогают пережить это все. В финале треугольник развалился – барышня осталась одна.
Могучие аккорды Баха… Все повторяется. В этот раз – русская любовь. Девочка, растущая под полной опекой брата. Настает время выходить замуж. Она не хочет оставлять отчий дом, но надо. Настало время. Ее «выкидывают».
И снова Бах… Восторженный зритель аплодирует. Браво! Актеров не отпускают со сцены. Раду Поклитару благодарит всех. Главный концепт этого спектакля – объединить все народы. Мы разные, но равны перед вечными танцем, вечной музыкой и вечной любовью.

21. 06. 2008. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. УСПЕХ!
РЕПЕТИЦИЯ. Приехал в театр. Никого нет. Жду журналистов-участников «капустника». Опаздывают. Собираются в театре-кафе. Распределили, кто за кем выходит. Придумали название своей «труппы» — «Скаженні качки» (думаю класно!). Отрепетировали окончательно на большой сцене. Херсон еще не видел таких «звезд». Вечером дебют. Нервничаем.
«ЖЕНЩИНЫ БЕРГМАНА». Постановка Республиканского театра белорусской драматургии по пьесе Н. Рутковского. Спектакль будет на белорусском языке. Интригует. Смогу что-то понять или нет? Говорят, что он очень похож на украинский.
Декорации интересные. Подвесной потолок – натянута ткань «пузырями», то опускается на сцену, то поднимается. Он придает ощущение безысходности и постоянного напряжения. Очень хорошо передана атмосфера больницы. Убогая палата с кроватью и столом для медпрепаратов.
Оперная певица Ингрид в исполнении заслуженной артистки Белоруссии Татьяны Мархель теряет голос. А вместе с ним славу и востребованность. Уже немолодая женщина оказывается в больнице. За ней «ухаживает» медсестра Лиу (Людмила Сидаркевич). Белорусский язык понятен.
Ингрид мечтает вернуться на большую сцену. Снова петь… но она не может даже разговаривать! Ее беспомощность всячески подчеркивает Лиу. Эта, озлобленная на жизнь и людей женщина, унижает и делает больно «певички». Игра отличная. Складывается впечатление, что актеры срослись в одно целое со своими персонажами.
Актриса, играющая Ингрид, заслуживает похвалы. За весь спектакль она не произнесла ни слова. Все переживания и эмоции показывала своей игрой. Полная противоположность «певичке» — Лиу. Она много говорила и плакала, радовалась и злилась.
Эта пьеса о смысле жизни. Казалось бы, когда ты уже «нашел» себя, судьба готовит новый удар. И так всю жизнь. Ингрид в отчаянии. Она несчастна. Рядом с ней оказывается здоровая, но «как раненный зверек» медсестра. На фоне ее переживаний Ингрид видит в ней более «побитую жизнью» женщину.
Эта постановка имела сумасшедший успех! По словам режиссера Валерия Анисенко: «Это психологическая драма. Мы уже долгое время гастролируем с «Женщинами Бергмана» по многим странам. Но только у вас зритель понял (бисировал) самые тонкие мои задумки. Спасибо!»
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАПУСТНИК». Идем с журналистами одевать костюмы (русские рубашки и платья) и гримироваться. Прикольно! Чувствуешь себя актером. Теперь я понимаю, что журналист работает не только печенью, но и лицом! Как настоящие артисты театра будем смотреть «капустник» за кулисами.
Сколько интересного за кулисами! Здесь хранится огромная часть декораций. Стоит маленький телевизор, который показывает, что происходит на сцене; пульт управления (мне кажется, он служит для управления театральным занавесом); лавочки для ожидания. Актеры профессионалы бегают туда-сюда. Нормальная рабочая обстановка. Вблизи увидел Олега Емцева (мим). Заговорить не решился.
Скоро наш выход. Волнуемся! Хотя можно и облажаться, ведь мы не актеры. Не хочется! На нас не обращают внимание. Все заняты своим делом. Театр работает как швейцарские часы.
Нас объявляют. Полетели! Зал полон. На сцене – свет. Ничего не видно! Барышни уже читают частушки. Скоро моя очередь. Начинаю читать, как учили. Зрители принимают нас хорошо – им весело! Правда, когда я начал петь своим «баритоном» -публика немного посмеивались… Вот и подошла к концу наша «Минута славы»! Нам аплодировали как настоящим артистам! Приятно!
Сам «капустник» проходил в привычном для себя жанре. Было много импровизации на сцене. Актеры шутили – зритель смеялся. Все остались довольны! Правда, мы почти и не посмотрели его из-за кулис. И если быть полностью откровенным, этот «театральный капустник», по сравнению с предыдущими, не очень удался.
Действо закончилось поздно, около 12 часов ночи. Вот и подошел к концу предпоследний день фестиваля.

22. 06. 2008. ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. ЗАКРЫТИЕ…
«КАРНАВВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ». По плану организаторов шествие должно было быть 20. 06. 2008. Но, вмешалась погода. В этот день Херсон просто заливало дождем. Причем, как на сцене (выступление «Киев Модерн-Балета»), так и на улицах. Вот и пришлось перенести шествие на сегодня.
Возле здания Облгосадминитраци начали собираться сказочные герои (мушкетеры, принцессы, короли и др.). В основном это были участники фестиваля и школьники. Радовали люди, вышедшие в карнавальных костюмах на улицу и присоединившиеся к нам. Мы, журналисты, не смогли пропустить такое мероприятие. Шли в составе кукольного театра. Облаченные в костюмы служителей закона – судей.
Кто бы мог представить, двадцать лет назад, что возле памятника вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину будут собираться не рабочие на Первое мая, а участники карнавала. Их встречали тепло и радостно. Снимали на мобильные телефоны и фотоаппараты.
На гала-концерте не был. Но знаю точно, что там награждали победителей. Праздничный салют сообщил всему городу, что юбилейная десятая «Мельпомена Таврии» закрыта… с нетерпением буду ждать одиннадцатую!
P. S. Приношу свои извинения за то, что не написал о всех днях фестиваля. Был не каждый день в театре. Не хотел врать и писать со слов других людей, пусть даже и авторитетных!

Комментарии к записи Дневник «Мельпомены Таврии». Фестиваль глазами студента отключены

Комментариев нет

Sorry, the comment form is closed at this time.

  • Рубрики

  • Реклама

  • Архивы

  • Статистика