Лютий/Февраль.Первые шаги молодых режиссеров

Рубрика: Культура | 17 февраля 2009, 03:56 | Леонид Ежуров

 7fevralya_11.jpg

Согласно сводкам гидрометцентра, февраль в этом году — совсем не лютый. Но вот если бы господа метеорологи, кроме температуры окружающей среды, анализа осадков, давления и пр. могли вычислить еще и творческую активность на заданной территории, то смею предположить — приборы зафиксировали бы пиковую нагрузку.
Ибо с 7-го по 8-е февраля казну культурных достижений нашей милой провинции — МОНОципальный центр им.Вс. Мейерхольда — пополнил таким драгоценным камнем, как театральный фестиваль дебютных режиссерских работ «Лютий/Февраль». Приуроченный ко 135-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда. А теперь подробно и поочередно.

Акт первый. Дом Скарлато
В полдень у 32-го дома по ул.Горького — группа молодых, но интеллигентных херсонцев почтила память Всеволода Эмильевича. Это дом в котором он в свое время жил – сейчас в запустении и разрухе. 7fevralya_8.jpgПоложили цветы, а также стоя на крыльце, устроили публичное чтение, зафиксированных на бумаге, воспоминаний современников великого режиссера о его херсонском периоде творчества. Рядом проходящие граждане недоумевали. Митинг? Тогда почему с книжкой и с цветами, а не рупором и лимонкой (ну или чучелом мэра, как положено у некоторых «молодцов»).
Закончили встречу коллективным благодарным письмом господину Мейерхольду от его последователей из настоящего.

Акт второй. Человеческий фактор
Несмотря на то, что 7-го февраля большая часть молодежи проводила досуг на хмельных пирушках со своими бывшими одноклассниками (день выпускников как никак). Не смотря на премьеру новой постановки в другом херсонском театре. Не смотря на практически полное отсутствие рекламной поддержки (интернет не в счет 🙂 ). В зале ночного клуба ЕГО (администрация любезно предоставила свое помещение под нужды центра) не хватило сидячих мест. Но рвение нескольких десятков молодых людей к искусству, оказалось настолько серьезным, что они решились смотреть стоя. Целых три часа. Что ж… оптимистичное начало.

Акт третий. О спектаклях (предельно субъективно)
После вступительного слова руководителя центра Андрея Мая, вниманию зрителей был представлен короткометражный фильм Макса Афанасьева «Мейерхольд 4:33», который кратко ввел в курс дела – как, где и зачем жил такой Режиссер в нашем городе.
1. Студия «Чрево» — «100 бак$ів»
Погас свет. Начался первый спектакль «100 бак$ів» – дебютная работа театральной студии «Чрево». Поставленный по одноименной пьесе современного харьковского 7fevralya_1.jpgписателя Александра Ушкалова. Основной посыл творения (насколько его узрел Ваш покорный слуга) – в Украине нет перспектив. И не потому, что бандитские группировки, пришедшие к власти в начале 90-х — разделили между собой то, что принадлежало всем гражданам страны (стали владельцами заводов, фабрик, пароходов) заинтересованы в том чтобы украинцы безропотно терпели их иго и реформируют систему образования (одно из последних по ссылке), таким образом, чтобы окончательно закрепить рабское ярмо – сделать народ тупым. А потому что украинцы готовы терпеть, готовы слушать ложь — это нация, склонная к мазохизму. Позволю процитировать заключительные слова пьесы:
«… головне те, що вони забивають китів, на яких плавають… розумієте, забивають своїх персональних китів, аби ті не мучились…»
Впрочем, постановка все же немного подкачала – как мне кажется всему виной использование дополнительного медиа-элемента – телевизора, на который все время отвлекался глаз.

2. Студия «Чердачок» — «Театр»
Вслед за провокационным первым спектаклем последовала практически 7fevralya_2.jpgмедитативная работа театральной студии «Чердачок» по пьесе российского драматурга Николая Коляды. История о властной, но одинокой и несчастной женщине бальзаковского возраста. И нерешительного мужчины, который все не может определится из каких оков он хочет вырваться, какие цепи порвать… да и способен ли на это? Пьеса очень человечна и чувственна. Она сложна, но здесь нет фонтана цитат, любимого постмодернистами и нет сложных борхесовских сюжетных линий. Она сложна, потому что тебе понятен их страх, понятны их страдания – ведь на самом деле это не Вера (Ольга Горельцева) и Леня (Влад Казаков) решают или наоборот стараются улизнуть от принятия решения – это ты сам не можешь понять: зачем и куда идешь?
3. Студия «ИМХО» — «Девушки нашего города»

Пьесу херсонской писательницы-драматурга Елены Астастьевой мне посчастливилось прочитать намного раньше театральной премьеры.Литературная основа спектакля построена по замечательному принципу: можно попытаться разгадать человека исследуя его профиль в социальных сетях, анализировать совершаемые им манипуляции в интернет, можно нанять людей, которые будут за ним следить, а можно… можно просто выслушать. Никто не сможет так разоблачить человека, как он сам. Монологи одиноких мужчин, которые стараются не «потерять лица» при всех своих неудачах на личном фронте, стараются найти оправдание (но не решение) подобному — подводят умные концепции, придумывают невероятные истории. Но так и не осознают (или стараются закрыть на это глаза), что из мужчин-завоевателей превратились в военнопленных. Пожалуй, это жесткая констатация факта – мужчина потерял бразды правления, впереди – матриархат. Возможно, это изменит мир к лучшему, но неужели ценой расщепления мужчины на безвольные атомы?

Позволю себе отступление. После прочтения я некоторое время фантазировал о том, как же можно этот текст представить в форме ярких образов и нашел только одну «прикольную» модель, которая бы не утомила зрителя (на мой взгляд): Довольно редкая старая паутина, с огромными дырами – и кажется, что любое насекомое (даже самое слабое) если и зацепится за нее, то уж в любом случае легко выберется. Но на удивление в нее каким-то образом погрязли три насекомых, которые в общей сложности совсем не слабы. Дело не в том, что у них нет сил или ума выкарабкаться, все на месте, они способны здраво рассуждать и даже философствовать, не хуже греческих философов. У них нет более важного артефакта – воли. Поэтому они читают свои монологи, надеясь разжалобить разными способами паучиху-самку, вымолить себе свободу. Но, паучихе естественно пофигу, она впрыскивает яд каждому по-очереди, но дает прежде выговорится «мужчинкам», не потому что ей скучно, а потому что нужно знать, что ты ешь, а не покупать кота в мешке. И вот Вам, пожалуйста, казалось бы, идиллическая картина первоклассного обеда украинской аристократии. Но где-то за сценой уже доносится крик мальчика (звучащий абсолютно глупо и наивно) «Мама, мама, посмотри какой страшный паук». Ответ «Хватит уже боятся пауков». «Но он же такой большой». «Ух ты, действительно, большой, наверное ядовитый, сейчас мы его…». За этим следуют пшик (звук только) газового баллончика. На сцену закатывается газовое облако, наверно технически разрешимое только с помощью дыма. И дохлая аристократка висит рядом со своей едой. Хэппи-энд. С минуту слышится радостный хохот ребенка (что может быть страшнее, чем счастливое дитя:)?). И последняя реплика «А можно следующего я сам!».

7fevralya_4.jpg

Слава Богу, Наталье Голуб (режиссеру поставившему пьесу), не пришло в голову превращать отличную пьесу в откровенный трэш. Она нашла куда более подходящую форму, которая во-первых не искажает первичный замысел драматурга, но и дополняет его еще несколькими забавными подтекстами. И так. Все начинается с того, что главные герои на самом деле не обычные хлопцы, а «святая святынь» — украинские казаки с саблями, горилкой и естественно салом. Герои, конечно, как нормальные герои много чего хотят, но кто ж им даст. Об этом и сказка. Монологи, на удивление легко (без какой либо предварительной кастрации) были преобразованы в диалоги. Секрет безболезненной трансформации прост – обычно так и выглядят разговоры в мужских кампаниях, либо «понты», либо «исповеди», при этом каждый говорит о своем и ему абсолютно наплевать, что говорит другой. Время от времени на сцену выходят «Гали», которые как заветная мечта суетятся совсем рядом, но из-за непродуманной политики — стабильность экономики и евроинтеграция… в смысле, радость быть с любимой женщиной, конечно – так и остается фантазией, клятвой и декларацией, но не действующим законодательством.
4. Ведмідь-Квітка — «Муза»
За удивительной работой Натальи Голуб последовала пластическая драма от театральной студии «Ведмідь — квітка». «Муза» очередной раз напоминает о вечном конфликте внутри творческого человека – с одной стороны желание самореализации, стать мастистым божком на олимпе для классиков мирового искусства; с другой стороны – хочется есть, иногда даже чаще, чем раз в день и не только перловую кашу. Но если для любого нормального (адекватного) человека выбор очевиден – еда залог жизни, а жить ой как хочется. То творца время от времени манит тот, имя которому Легион.
5. Театр декларативного эксгибиционизма – «Любовь эмо тру»
Продолжил вечер премьер спектакль-исследование одной из молодежных субкультур от Театра декларативного эксгибиционизма. 7fevralya_5.jpgХерсонская писательница Наталья Блок взялась не только за создание драматургического произведения «Любовь эмо тру», но и за сценическое воплощение своей пьесы. Это комедия о инфантильных подростках, которые все время плачут, жалуются на то, что их никто не любит. И считают, что настоящий, достойный почитания, героический поступок – порезать себе вены. Но при взаимодействии с окружающим миром, где балом правит вездесущее хамство и грубость — эти неадекватные существа превращаются в вполне «адекватных быков», которые строят свое счастье на трупах других. Это комичная пьеса о существующей дихотомии, движении от одной крайности к другой. От одних идеалов к прямо противоположным.

6.Лаборатория симулятивной урбанистики – «Child-free»
Пока китайцы планомерно расселяются по всему миру, чтобы в какой-то момент захватить все ресурсы на планете… в Европе и т.н. «цивилизованном мире» появилась модная тенденция – жить не рожая. Зачем тебе дети? С ними столько забот: родить, выкормить, выучить, и в конце концов получить от них в подарок за все – билет в дом для престарелых. Говоря языком банкиров: инвестиция не из лучших…
Пьеса Натальи Блок «Child-free» создана на основе… обсуждений в своеобразном ЖЖ-комьюнитти (сообщества в Livejournal). 7fevralya_12.jpgЗа режиссуру столь неоднозначного произведения взялся кинорежиссер Макс Афанасьев. Несмотря на большой опыт работы с фильмами и видео-артом, это его первая театральная постановка. Два стула, рулон скотча, яркий свет в глаза, а если нет эффекта, то можно и мешок на голову… Это не алгоритм работы «доблестных» НКВДистов – это то что делают с нами наши родственнички и друзья, мотивируя эти действия – желанием помочь выйти на праведную дорогу. Следует сказать, что Макс добавил пьесе целостности, указав не только на следствие (как в литературной основе), но и на первопричину — психологическую защиту молодых людей. Которые выросли в правильных, но не счастливых семьях и не хотят, ой как не хотят, сделать со своей жизнью то же самое, что и те благодаря которым они появились на божий свет.

7. Театр «Мыло» — «Шея»
Сказать, что музыкальная драма театральной студии «Мыло» взорвала зал – значит ничего не сказать. «Шея» это притча о насквозь прогнившей социальной модели, полной лицемерия и лжи. Христианских устоях и заповедях, не нарушить которые любой человек (священник, политик или рабочий) просто не в силах, ведь они для этого и созданы, чтобы человек всю жизнь ощущал чувство вины.
Помочь передать замысел автору помогал струнный квартет и эстрадный ансамбль. Стильные костюмы пошил херсонский дизайнер – Артем Васильев.
Режиссер Родион Красновид оказался настоящим человеком-оркестром, ведь он одновременно является и автором музыки, и либретто. Но и это не все. Он еще и выступил в роли второй скрипки в струнном квартете.

Акт четвертый. Обсуждение спектаклей и лекция «Мейерхольд в Херсоне»

7fevralya_9.jpg

В полдень следующего дня, желающие разобраться во «внутренностях» спектаклей собрались на обсуждение работ. А это значит, что они стали свидетелями детального анализа вчера увиденного, споров и рассуждений о том, как должен выглядеть современный театр.
Позже, в отделе редкостной и ценной книги Херсонской областной библиотеки им.О.Гончара – заслуженный деятель культуры Вячеслав Гребенюк поведал интересующимся о театральной истории Херсона и о первых постановках Всеволода Мейерхольда на херсонских подмостках.

Отстраненное заключение
Пожалуй, ничто так не диагностирует (я правда склоняюсь к тому, что еще и лечит) общество, как искусство. Ведь «свобода» это на самом деле не ассортимент товаров в супермаркете или партий в парламенте (за которыми стоят все равно пара группировок) – это возможность открыто думать, рассуждать, исследовать, говорить и влиять на общественное сознание, дабы искоренить те болезни которыми за много столетий покрылось тело человечества.

Приземленное заключение
Коллектив «Блога Херсона» и в дальнейшем постарается, как можно более полно освещать культурные проекты МОНОципального центра им.Вс. Мейерхольда. А узнать о их спектаклях заранее Вы сможете благодаря сайту http://teatr.kherson.ua

Комментариев: 3

3 Comments

  1. Юлия (17.02.2009 16:38) (Ответить)

    что то создавать зимой очень сложно, все музы спят:)))

  2. karmen (20.02.2009 00:35) (Ответить)

    Хорошо расписали.Молодежный театр это что-то!

  3. lenin (23.02.2009 18:50) (Ответить)

    Никогда бы не подумал что такие спектакли ставят в Херсоне! 😯 Жалко что теперь здесь редко бываю 😥

Sorry, the comment form is closed at this time.

  • Рубрики

  • Реклама

  • Архивы

  • Статистика