«Песочница» в подвале или актуальный театр в Херсоне

Рубрика: Культура | 15 ноября 2008, 04:10 | Саша Зырянов (ТО "Струм")

Экспериментальный театр для херсонцев

Вот и закончился фестиваль «Terra Futura», который в седьмой раз организовал Центр молодежных инициатив «Тотем». В этом году он был посвящен 100 летию со дня создания первой отечественной футуристической группы «Гилея». Именно в Херсонской области в селе Чернянка группе молодых людей во главе с Давидом Бурлюком пришла в голову эта идея. Фактически здесь зародился русский футуризм.  Кроме того в Чернянке был провозглашён первый манифест Нового искусства. Самые яркие представители этого течения: Д. Бурлюк, В. Маяковский и В. Хлебников. Земля у нас что ли такая — к экспериментам в искусстве всегда открытая и даже можно сказать способствующая их появлению…
Фестиваль собрал под своей «крышей» поэтов, художников, режиссеров и просто творчески настроенную молодежь. Все три дня, которые проходило действо, херсонцы и гости фестиваля имели возможность насладиться литературным слэмом, показами видеоарта и короткого метра, спектаклем молодежного театра. Последний, кстати, приятно удивил, всю собравшеюся публику.
Спектакль Херсонский моноципальный культурный центр им. В. С. Мейерхольда, уже известный горожанам по постановке «Молодость и Старость», показал спектакль «Песочница». Это молодой экспериментальный театр, который состоит из таких энтузиастов, как Андрей Май, Родион Красновид, Елена Астасьева, Влад Казаков, Леонид Ежуров, Николай Гоманюк и Наталья Голубь. Они, как и режиссер в свое время, имя которого гордо носит центр, пытаются изменить театр изнутри. По словам одного из актеров труппы Леонида Ежурова: «Классический театр стал убежищем, куда люди убегают от реальности. Искусство должно быть актуальным в сегодняшних реалиях! Наша задача сделать его именно таким».

Честно говоря, у творческого коллектива это получается на все 100%. Ребята ломают все принятые каноны. И от этого их постановки приятно шокируют. Сцена поразила своей простотой и колоритом – это был обыкновенный подвал в центре города. Пара раскиданных пивных бутылок с дорожными знаками и доска, заменяющая лавочку – вот и все декорации! Вместо ширмы – освещение, которое гаснет и зажигается почти всегда в нужный момент. Все это придало соответствующие настроение. Настроение сегодняшней жизни.
Пьеса Юрия Муравицкого (написана матом).Главный режиссер Андрей Май, который в момент херсонской премьеры находился в реанимации, не изменил ни одной фразы.

Песочница Режиссер Андрей Май

Главный замысел постановки: «Есть в обществе – значит необходимо показать!». Крепкие словечки придали спектаклю только нотки настоящего, обыденного, а эмоциональная игра актеров показала трагедию современного пролетария.
Спектакль можно условно поделить на три части. Первая, написанная Николаем Гоманюком – в ней должен был принимать участие Андрей Май. Вторая, собственно пьеса Муравицкого. А третья – своеобразный гибрид «Чайки» Антона Павловича Чехова и Бориса Акунина. Из-за болезни главного режиссера пришлось отказаться от сцен, где он принимал участие. Но все равно даже, если бы об этом не сказали в конце спектакля, складывалось впечатление полноценной постановки. Ребятам бисировали на протяжении 5 минут, а это означает лишь одно – их поняли!
С этой постановкой трупа посетила фестиваль не государственных театров «Курбалесия» в Харькове. Там этот спектакль получил неоднозначные отзывы. Обсуждения длились на протяжении двух часов. А это говорит только об одном – постановка задевает за живое и дает пищу для размышлений.

Постановка Песочница по Юрию Муравицкому

Комментариев: 29

29 Comments

  1. ushakov (16.11.2008 00:34) (Ответить)

    Ура! Долой монополию драмтеатра!

  2. FitVibe (19.11.2008 13:46) (Ответить)

    Надо будет посетить сие мероприятие,альтернатива драму это есть гут!

  3. Андрей Май (20.11.2008 15:47) (Ответить)

    моноципальный культурный Центр им. Вс.Мейерхольда приглашает творческинеравнодушных и способных к коллективному сотворчеству людей.

  4. Андрей Май (20.11.2008 15:50) (Ответить)

    моноципальный культурный Центр им. Вс.Мейерхольда ИЩЕТ творческинеравнодушных и способных к коллективному сотворчеству людей.

  5. marathon_man (23.11.2008 17:44) (Ответить)

    Просветите, пожалуйста, «моноципальный» это такой концептуализм, или «ошибка печать»

  6. Андрей Май (24.11.2008 13:27) (Ответить)

    моноЦИПАЛЬНЫЙ, это не ошибка печати это существующий статус.

  7. marathon_man (24.11.2008 13:53) (Ответить)

    А я думал, Гугль знает всё. В упомянутой поисковой машине моноцип-й упоминается только в связи с этим замечательным сайтом. Если не трудно, просветите дальше, в чём этот статус заключается.

  8. marathon_man (24.11.2008 20:28) (Ответить)

    ===== cut =====
    блиц-спектакль
    Юрий Муравицкий
    1.»Песочница»
    реж. А.Май. Муниципальный культурный центр им. Вс.Мейерхольда (г.Херсон)
    ===== cut ======
    Это с http://kurbalesija.at.ua/index/0-2
    Так может быть всё-таки «муниципальный»?

  9. Андрей Май (25.11.2008 17:58) (Ответить)

    Здравствуйте! Просветил Леонида Ежурова. Обратитесь. Думаю он с удовольствие расскажет.

  10. Хм. Ну, хорошо.

    1.Почему «МОНОципальный» центр?
    Игра слов.
    Моно от греч. monos — один. В этом и заключается статус. Творец — всегда одинок. И именно эта данность позволяет совершить какой-то прорыв. Непосредственно это касается и Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
    Формат центра — творческие лаборатории, в котором ценен каждый, ОДИН.
    Здесь нет диктата одного, это союз равных.

    2. Почему не муниципальный центр?
    Пока, Андрей с группой энтузиастов справляются сами. Без поддержки властей.

  11. marathon_man (26.11.2008 07:53) (Ответить)

    А кто такой (такая) ципа? М.б., в труппе одна актриса, и её так неформально называют?

    1. Нет 😆 .
      «Ципа» ничего не обозначает, но помогает игре слов: моноЦИПАЛЬНЫЙ — муниЦИПАЛЬНЫЙ.

      p.s. девушек в труппе, на данный момент, четверо.

  12. marathon_man (28.11.2008 10:44) (Ответить)

    Леонид, а Вам не кажется, что от ненормативной лексики пьеса не выигрывает? Люди ругаются матом, когда им нечего сказать, иначе говоря, когда их неинтересно слушать. Безусловно, крепкое словцо к месту и ко времени усилит впечатление от яркой истории, но если человек (автор) разговаривает или пишет только матом, то он просто скучен. Он не знает русского языка. Не существует русского матерного. Есть язык поэзии, есть язык прозы, высокой и повседневной, а матерный — это не язык, это не способность выражать свои мысли. Помните, у Чехова гребцы на лодке обсуждали окружающую природу, и по их словам, получалось что у всего есть матери: и у реки, и у лодки, и у вёсел, и у берега. За точность цитаты не ручаюсь, но ни одного матюка там нет, зато какое впечатление.
    Обращали внимание, как быстро меняют своё значение матерные и уличные словечки, даже в одной и той же фразе.

    1. Вы неправы. Поэзия, как и мат. Это форма, а не содержание. Нужно просто уметь с ней работать. Если ей овладеть, то можно говорить на этом языке не только о проблемах общества и о любви, но и о Боге. Здесь вопрос мастерства, таланта.

      В нашем случае это был эксперимент. Очень полезный опыт. Кстати о Вашем замечании, что матерные словечки очень быстро меняют свои значения, даже в одной и той же фразе. Для меня, к примеру, во время работы было удивительным открытием — динамичность данной формы. Я бы не осмелился назвать ее простой, по-крайней мере работать с ней очень сложно. Мат строптив, подобно Буцефалу. Одно неумелое движение и уже ты сам становишься подвластным ему. Поэтому нужно все время удерживать внимание на том, что ты хочешь донести зрителю. Иначе смысл исказится, деформируется. А это недопустимо.
      Не наличие мата признак актуальности,но смысл, который за ним скрыт. В новом спектакле, над постановкой которого сейчас работает коллектив Моноципального культурного центра, уличного языка нет. Там уже игра с другой формой. Но тем не менее он является закономерным продолжением двух предыдущих работ.

  13. marathon_man (30.11.2008 10:23) (Ответить)

    Вот видите, Леонид, теперь Вам нужна новая форма, пусть даже в продолжение двух предыдущих, потом потребуется ещё новее, и пути этому нет конца, как нет и перспективы. А почему бы просто не сыграть добротный спектакль, без всяких новомодных (а если откровенно, так старомодных, так как всё это было, и уже не раз, и уже давно) (вставьте в скобки подходящее из Вашей предыдущей работы во множественном числе)? Все эти нововведения в театре не имеют никакого отношения к прогрессу в жанре как таковом. Это всего лишь ответ на появление других визуальных искусств — кинематографа, телевидения. Появилось кино, пусть даже без звука — и засуетились, забегали по сцене мейерхольды в поисках альтернативы, а когда картинка на экране стала цветной и широкой, дополнилась качественным звуком, да ещё долби сурраунд, вот тогда и полезли голые исполнители из-под зрительских кресел, а на сцене мужчины занялись сексом с мужчинами, да всё это под ненормативную лексику. Тем не менее театр остаётся театром, это прежде всего добротная история рассказанная со сцены, вполне традиционными средствами. Впрочем, в любом случае, желаю Вам успеха в Ваших поисках, только не ищите меня среди зрителей, моя слабая нервная система предпочитает взрослое искусство.

    1. Уважаемый marathon_man!
      У меня немного другое представление о миссии театра. Не буду твердить, что более верное (в этой области врядли можно говорить что-то наверняка). Но все же мне кажется, что спектакль должен дать зрителю не «добротную историю рассказанную со сцены», а дать возможность участия в совместном переживании. Достичь этого можно и традиционными способами. Но только если ты умеешь «отделять зерна от плевел» — чувство от формальности, оболочки. Мне видится это очень-очень трудной задачей. В экспериментах же с формами, как мне кажется, легче определить именно эту «настоящесть». Потому что когда нет инструкции(когда форма не формализована) — начинаешь думать сам, чувствовать сам. Слепец не может повести за собой, только зрячий.
      В академическом театре, как мне кажется, слишком много условностей, которые могут помешать.

      Впрочем, это все лирика.
      В любом случае, я еще нигде не видел (и не слышал), чтоб молодежные,экспериментальные театры мешали работе академических. Они скорее являются уместным дополнением.

      Относительно Вашего комментария.Ну, что ж. Мне, к сожалению, не остается ничего другого, как смирится с потерей Вас, как зрителя! По-крайней мере пока 😉 .

      С уважением,
      Леонид Ежуров

      p.s. в ответе очень много слов «кажется» и «на мой взгляд» — не случайно. не хочется прослыть безумцем и лжепророком 🙂 .

  14. 1717 (01.12.2008 13:21) (Ответить)

    Уважаемый Леонид, Ваша ода мату просто завораживает. Попробуйте в следующий раз поэксперементировать с говном. Но говно должно быть человеческое и очень свежее, тогда оно податливо и нежно сможет передать все Ваши чувства, мысли и желания. Говно прекрасная форма, только будьте осторожны. Одно неумелое движение и Вы уже подвластны говну.
    Успехов Вам в творчестве!

    1. Уважаемый 1717!
      Знаете ли Вы,почему квалифицированные психологи, когда отмечают среди своих коллег дни рождения очень осторожны с формулировкой поздравления? Нет? Помогу Вам с ответом. Потому что они прекрасно знают, что высказанные искренние пожелания другому — являются проекцией их собственного влечения.

      Ваши познания в области экскрементов говорят о том, что это форма как раз для Вас.
      Удачи!

      1. 1717 (03.12.2008 14:31) (Ответить)

        Почему Вам грязь, что льется из переднего прохода предпочтительнее грязи, что выходит из заднего прохода? Если экспериментировать с грязью, то искать поэтическое вдохновение — как сверхзадача для художника — надо во всех проявлениях жизни.
        А за пожелания — спасибки.
        Хотя, для меня, что мат — дерьмо, что гавно — дерьмо. Для Вас еще нет. Но ведь на дворе не вечер?

        1. То, чем для Вас является мат – исключительно Ваша проблема, сударь!
          Матом общается или использует время от времени в своей речи – даже не решительное большинство граждан нашей страны, а практически все. Согласно Вашему утверждению — эти люди грязные, говоря Вашими словами — в «дерьме»! Уж простите, но вынужден с Вами не согласится. Я думаю иначе.

          Если приписывать чему-либо характеристики того чем оно являться не может («в дерьме» может быть обувь, но не слова или побуждения), то это говорит лишь о том, что мы не далеко ушли от эпохи «великой инквизиции», когда т.называемые «святые отцы» сжигали женщин на костре за т.называемую «сексуальную связь с дьяволом» (подавая искаженной интерпретации лишь собственные инстинкты) .
          Или может быть «темные времена» вновь наступили?

          С уважением,
          Леонид Ежуров

  15. Андрей Май (01.12.2008 20:09) (Ответить)

    Господа! Искренне признателен Вам за пристальное внимание к моноципальному культурному центру им. Вс. Мейерхольда, за тонкое понимание современного театрального процесса и глубокие литературоведческие познания.

  16. Уважаемые комментаторы!
    Искусственным путем прекращаю оффтопик (да,да — господин 1717, о экскрементах, пожалуйста, не здесь)

    Все-таки эта статья о конкретном культурном проекте (пусть и некоторые из Вас таковым его не считают).
    Говорить о спектакле на нем не побывав это, ну как минимум, непрофессионально.
    Да и критиковать, как я погляжу, очень легко, когда Вы скрываете свое имя, а Ваш собеседник — нет.

    Надеюсь на понимание.
    С уважением,
    редактор

  17. Юрьевна (08.12.2008 23:04) (Ответить)

    Ребята, тема мата неактуальна — это во-первых.
    во-вторых чтобы ломать каноны, надо для начала их знать. иначе получиться как на курбалесии полный обсирон. когда зрители начинают стебаться вслух над актерами во время спектакля.
    в-третьих, надо писать про себя правду или скромненько молчать.
    в четвертых, бедный Юра Муравицкий. он ведь и не подозревает что его хороший текст так испоганили…

  18. Андрей Май (08.12.2008 23:23) (Ответить)

    Раз тема мата не актуальна , тогда как «Песочница» Юрия Муравицкого может быть «хорошим текстом»? Вы определитесь… Просьба прислать ссылки на «неправду о себе». Скромненько умолкаем в ожидании ответа. МАМАЙ.

  19. Юрьевна (09.12.2008 18:12) (Ответить)

    Андрей, глупости не говорите. «Песочница» хороший текст. с точки зрения литературы. с точки зрения театра. и интересен он не наличием или отсутствием мата.

    тема мата не актуально обсуждать. потому что проблема эта надумана. есть язык, а в нем есть мат. вот и все.

    неправду о себе см. выше.

  20. Андрей Май (10.12.2008 00:36) (Ответить)

    Дорогой зритель, предлагаем оставить собственную рецензию на увиденное и услышенное вами на фестивале «Курбалесие» в Харькове, дабы не вводить неискушенных в заблуждение.
    И еще, Юрьевна, вы хоть и говорите о неактуальности темы мата, тем не менее урорно возвращаетесь к ней под видом темы актуальности мата. Что, тема мата и тема актуальности мата — не одно и тоже?
    Касательно «Песочницы». Если Вы были на Курбалесии, то не могли не услышать одного из комментариев, что мата на спектакле не было слышно. Потому как текст Муравицкого, как Вы справедливо заметили, дейсвительно хорош, т.е. искренен и органичен.
    Для нас пьеса Юрия — возможность исследования жизни современного антигероя, а не повод для самолюбования.
    МАМАЙ

  21. Юрьевна (10.12.2008 20:04) (Ответить)

    сорри, но рецензии пишу либо на что-то стоящее, либо для журналов за гонорар.
    и без того вам много внимания.
    и еще раз упорно о мате. поднимите темы обсуждений фестиваля новая драма год эдак за 2002-2003, если найдете где-то конечно. конечно, до провинции все медленней доходит, но 5 лет это уж слишком…

  22. Семён (15.12.2008 23:59) (Ответить)

    Я в этом деле лузер, но субъективно я ох*ел! Ведь такого никогда не видел. Порой мурахи по спине бежали. Очень проникся. Он хорош тем что очень жизненный. Это не выдумка, это вокруг нас — плейбои, М1, попсятина всякая — тупиковые идеалы, которые до добра человеческую душу не доводят.
    А что мне не понравилось…да кто я такой что бы судить?

  23. Анастасия (16.12.2008 19:56) (Ответить)

    да. это было жизненно, прочувствовалась атмосфера «песочницы», в которой мы живем 😉
    да. это было красиво — игра актеров, эмоции.
    и да. мне понравилось!
    такие спектакли нужны ➡

Sorry, the comment form is closed at this time.

  • Рубрики

  • Реклама

  • Архивы

  • Статистика