Terra Futura 2009. Зачем Херсону современное искусство?

Рубрика: Культура | 4 декабря 2009, 10:28 | Леонид Ежуров

Terra Futura. Автор фото: Макс Афанасьев

Зачем будущему врачу или, скажем, машиностроителю изучать в ВУЗе предметы, явно не связанные с приобретаемой профессией – такие как философия, история культуры, политология? Зачем программисту читать Толстого и Достоевского? Зачем интересоваться общественной жизнью? Зачем знать, за какие поправки в нашу горе-конституцию завтра проголосуют «верховно-радостные»? Зачем из информационного шума хотя бы интуитивно выделять главное и пытаться сформировать своё собственное видение проблемы? Зачем? Умение находить прекрасное в полотнах Ван Гога или кинолентах Бергмана не сможет помочь оплатить квартиру и проезд в общественном транспорте, заработать деньги на еду и (хотя бы иногда!) на путешествия. Нет, для того, кто хочет остаться винтиком в машине, это пыль. Ведь жизнь такого «винтика» продумана и просчитана. Другими. Ему и не стоит задумываться о сути вещей. Ему нужно только работать, причём не во имя мифического «блага родины», а для блага своего сейчас и здесь, чтобы выжить или занять место потеплее и поближе к процветающей благодаря его деятельности «элите», состоящей из олигархов и политиков.Terra Futura. Автор фото: Макс Афанасьев
Но все же, человек не робот, а существо более объёмное, сложное. Кроме стремления выжить, он ещё и жаждет понять, зачем всё это? Зачем он существует? Кто он, и что вокруг него происходит на самом деле. Не на эти ли вопросы пытается ответить наука и искусство? Наука рационально, логически, а искусство – чаще всего интуитивно. В единой связке они формируют сознание современного человека. Поэтому художественные выставки, новые фильмы и спектакли точно так же, как и научные исследования и лабораторные опыты, необходимы для дальнейшего развития человеческого общества, для изучения мира вокруг и внутри себя.
Учитывая, что в нашей стране (а уж про наш город так вообще молчим) наука и культура находятся в равных условиях хиловатой государственной поддержки (действительно, зачем нужен чиновникам умный гражданин?), всё ложится тяжким грузом на плечи энтузиастов. И есть такие, которые готовы вкладывать своё время, силы и личные сбережения для того, чтобы создавать культурные ценности и делиться ими с другими.
Такой ценностью для Херсона уже восемь (!) лет является фестиваль современного искусства Terra Futura, который проводит Центр молодёжных иницитиав «Тотем». Это единственное в Херсоне событие такого рода. Единственное. И в этом году оно состоялось 14 ноября в нашем планетарии. Об этом, думаю, стоит расписать поподробнее. В программе Terra Futura. Автор фото: Макс Афанасьеввосьмого по счёту фестиваля произошла существенная перемена. В этом году не было представлено ни одного перформанса (чем всегда славились предыдущие «футуры»), акцент фестиваля сместился в область современного театра (документальный театр) и видео (короткометражные фильмы, видео-арт, stop-motion, клипы). Но главная особенность феста осталась прежней: в отличие от известного в украинских городах-миллиониках заграничного проекта Future Shorts, всё представленное фестивальное видео сделано… в Херсоне (за исключением гостей – УПВ арт-груп). Представьте себе, в нашей провинции молодые люди снимают кино! И это без какого-либо стороннего финансирования, просто одалживая друг у друга дешёвые цифровые видеокамеры, лампы, иногда самодельные штативы. Пишут сценарии, раскадровки и снимают, приобретая свой собственный голос, находя свой собственный киноязык. Делают это просто для того, чтобы ответить на вопрос: «Кто мы сегодня?». Ведь творчество – это в первую очередь интерпретация действительности: людей, связей между ними и связью с миром в целом…
После фестиваля можно было услышать упрёки в адрес одних из участников — творческого объединения «Херсонская Коалиция Зла», — мол, слишком они педалируют насилие. Но ведь, на самом-то деле выражение агрессии (а иногда и упоение этим процессом) в искусстве не выдумка современников. Древние эпосы и поэмы, арабские сказки или пьесы Шекспира (которые читают ещё на школьной скамье), как правило, полны описаний насилия, смертей, а то и вообще зверств, без которых сюжет распадается. В кино это просто более документально однозначно, чем в литературе, но точно не жёстче. А вот говорить о жестокости человеческого сердца действительно стоит – и, возможно, сегодня это актуальнее, чем когда бы то ни было.
Также на фестивале был представлен блиц-спектакль «Херсон – это…» МОНОципального центра им.Вс.Мейерхольда. Составленный, как принято в документальном театре, исключительно из слов интервьюируемых людей. Наших горожан в течении месяца спрашивали о том, каким образом они ощущают свою связь с городом, его жизнью. В чём отличие «херсонца» и «украинца», малой родины от большой. Данный проект по праву можно ещё назвать и отчасти научным, и социально-необходимым. Так много речей о патриотизме, о любви к родине врезается в наши умы каждый день, но существует ли это чувство на самом деле? Может, это просто выгодная кому-то выдумка? Представление данного проекта на сцене закончилось неоднозначно, некоторых зрителей, к примеру, смутило то, что актёры читали с листков, а в тексте хоть и не часто, но звучали матерные слова. terra futura 2009При этом услышать эти же слова от херсонцев на улице считается нормой и никого не смущает. А ведь пьеса-то документальная! Из песни-то слов не выкинешь! Не нравится – начни борьбу с матерщиной на улицах, делай людям замечания. Ведь все с детства знают, «что такое хорошо и что такое плохо», но со сцены почему-то слышать реальную речь херсонцев комплексуют. Увы, но в представлении рядового херсонца театр – «высокое искусство», несовместимое с жизнью…
Что ж, современный творческий продукт, пожалуй, и должен доставлять некоторое неудобство, вызывать не только приятные эмоции, но и иногда шокировать. Главное, чтобы способствовал осознанию действительности, взамен массовому потреблению готовой «информационной кашицы» (узконаправленной мировоззренческой модели). Зачем же еще, Херсону, современное искусство?

terra futura 2009

текст: Леонид Ежуров
автор фото: Макс Афанасьев

Комментариев: 15

15 Comments

  1. фффф (04.12.2009 15:29) (Ответить)

    респект за «зачем нужен чиновникам умный гражданин?», вот это и есть на самом деле суть проблемы, корень всего зла…

  2. Олег (04.12.2009 16:33) (Ответить)

    На последней фотке близнец Афанасьева?

    1. 😆 нет, это сам Макс.
      автор последней фотографии (и третей снизу) — Елена Афанасьева

  3. la 2000 (04.12.2009 18:44) (Ответить)

    Думаю,сравнивать творчество «Коалиции зла» и произведения Шекспира, мягко говоря, опрометчиво ) Дело не в том, что в фильмах Коалиции есть насилие, а в том, что кроме насилия там мало чего есть… Хотя это тенденция не только херсонских авторов ))

    1. zlo (07.12.2009 17:35) (Ответить)

      как красиво выносить суждение вроде: ничего кроме насилия нет, при этом не делая НИЧЕГО самому, вы батенька сколькими фильмами в этой жизни отметились? ну вот и я об этом…

  4. Elen (06.12.2009 11:12) (Ответить)

    Фестиваль должен жить!! И фильмы нужно снимать! Так уж сложилось, что мы живем в таком «забыченном» городе, но это не значит, что мы должны становится такими же.
    Замечательная статья. Проникновенно и вдумчиво.

  5. Markovsky (06.12.2009 21:01) (Ответить)

    эка, насколько глубоко копает автор! что называется — с козырей зашел! 🙂

  6. Ааа (07.12.2009 11:12) (Ответить)

    хорошо же было!
    мне очень понравился stop-motion — красиво (!)
    и фильм «Робокоп», снятый на пленку. Невероятно добрый, прекрасный
    ааааа волосатый друг, кажется в фильме «Степь»… 😉

    спектакль — временами. в основном просто не приятно.. иногда становилось интересно.

    1. только не «Робокоп», а «Робомент» 😀 .
      Спасибо за комментарий!

  7. alex gres (10.12.2009 10:33) (Ответить)

    Почему в планетарий на Терру Футуру не ходят колхозники? Они всей массой не влезут. А влезут потом единицы, которых угораздит сменить статус.
    Если общество будет состоять из индивидуальностей, нереально будет само управление большими людскими потоками. С другой стороны, только толпа может сделать революцию, которую опять же, кто-то запланировал и продвигает.
    Самое большое зло для греющих жопы псевдопатриотизмом чиновников — развитие индивуальности человеческой. Поэтому в классах до сих пор по 30, а не по 10-15 человек. Индивидуальный подход в обучении такого скопища мало применяется. Выращивание ублюдочных запопсованных масс с забитыми клише мозгами — вот цель нынешнего образования в угоду управленцам. Им забивают дерьмом мозги уже теперь по 12 лет, за это время человек взрослеет и уже готов к размножению, еще не научившись самообеспечению. Школа 10-12 классов поглощает время самоопределения и развития человека, а следующее учебное заведение это время доедает. В учебные годы человек получает не только полезную информацию для себя. Лишь научившись читать, считать, писать, он уже представляет интерес для осуществления целей «государства», а на самом деле — это очередное орудие в дешевом найме конкретных лиц и организаций.
    Современное искусство вскрывает эти ситуации, тупые, парадоксальные, ведущие к дегенерации людей. Люди говорят заученными в детстве фразами, думают чужими мыслями. Людей реально надо шокировать, чтобы вымести эти искусственные засоры путем переосмысления ситуаций.

  8. Митя (10.12.2009 17:05) (Ответить)

    Увы, Горацио, мин герц — исскуство не бывает «современным», оно (нецензурное слово) бывает только ВЕЧНЫМ (я плачу!!!)

    1. «Алджернон. Вся правда редко бывает чистой. Иначе современная жизнь была бы невыносимо скучна. А современная литература и вообще не могла бы существовать.
      Джек. И мы ничего бы от этого не потеряли.»
      (с)Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным»

      Пушкин, Дзига Вертов, Гоген, Шекспир, Уайльд и пр.,в независимости от их собственного, близкого к лояльному или наоборот критическому взгляду на современный им арт-процесс, все равно создавали именно «современное искусство». И имели они то или иное влияние на дальнейшее развитие человеческой мысли,потому что находили именно тот, актуальный для их времени образный язык.
      По «готовой технологии» т.н. «вечное искусство» не создается. Это всегда эксперимент, который быть может сначала и кажется современникам бессмысленным «повторным открытием Америки». Естественно, не все станет впоследствии «вечным» и «всемирно признанным», но если не появился свой собственный язык-голос (который всегда связан с тем фрагментом времени и пространства, в котором живет автор), шансов отправится в эту категорию — нет.
      Я бы сказал так «Современное искусство» это «своевременное искусство».

      Ежуров

  9. Markovsky (17.12.2009 11:19) (Ответить)

    Ни фига себе — а кто такой Дзига Вертов?!
    Чего-то я в жизни явно пропустил!

    1. видимо таки пропустил! спроси у любого кинолюба, кто это такой 🙂 . ну, или традиционно у Википедии -http://ru.wikipedia.org/wiki/Дзига_Вертов ❗

      1. Markovsky (19.12.2009 08:23) (Ответить)

        А что такое Википедия? Наверное, я пропустил еще больше 😉

        P.S. Несколько смутило соседство с Пушкиным, Шекспиром, Гогеном ))

Sorry, the comment form is closed at this time.

  • Рубрики

  • Реклама

  • Архивы

  • Статистика