Значимость, взамен свободы. Театр теней в Херсоне

Рубрика: Культура | 18 августа 2009, 22:08 | Леонид Ежуров

YouTube Трейлер
9 августа в Херсоне, труппа театра экспериментально-аналитической драмы «Мастерская Кнехта» сыграла, для еще не широкой аудитории прогрессивной культурной молодежи, свой первый спектакль теней «В сторону от…». Первый, как для коллектива, овладевшего своеобразной технологией постановки за несколько месяцев (поэтому имеющиеся, сугубо технические, ошибки, вполне естественны), так и для города в целом. Да, для Херсона и метод, имеющий 1500-летнюю историю — в новость. Тут, ничего не попишешь, страна у нас во всех (в экономической, политической, культурной и пр.) областях и смыслах «Киево-центрична», так стоит ли ожидать от провинции такой многогранности театральной жизни? Тем более что жанр для нашей культурной традиции не самый привычный.
Для расширения кругозора, впрочем, лучше сказать «для внедрения в тему», Ваш покорный слуга, задался вопросом: как обстоят дела с этой формой визуального искусства в других регионах. Конечно же, самый быстрый (самый простой!) способ найти ответ, это обратится к Яндексу и/или Google. Но… Право же, результаты поисковой выдачи по запросу «театр теней Украина» обескураживают. Даже в жизни столицы не нашлось места (не нашлось энтузиастов) для такого рода спектаклей :(, что уж говорить про какие-то областные центры. Или может украинские театры теней все же существуют, но оправдывая свое название, находятся в тени, избегая внимания СМИ, театральных порталов и блоггеров. Допустим, что так и есть. Не получило же до сих пор широкой огласки появление в Харькове удивительнейшего проекта — Театра светоживописи (http://white-t.boom.ru/). Таково сознание нации, заявят редактора украинских газет, всегда отдающее первые полосы новостям из жизни политического театра, проиллюстрированные портретами высокооплачиваемых марионеток, современных «Пантагрюэлей». Настоящий же театр не всегда удостоится даже трехсот знаков и места рядом с кроссвордом. Все мы, конечно, понимаем, что таких разительных перемен в жизни общества, как в утопичной комедии немецкого коммуниста Ханса Вайнгартнера «Прочисть мозги», с аудиторией, если ей предоставить вместо спекулирующими телесностью и животными импульсами шоу, продукт интеллектуальный, достигнуть не удастся — широкая публика не сможет употреблять такой продукт, ее этому не обучили. Смотревшие еще вчера «Секс в большом городе» не станут наслаждаться глубиной фильмов Фасбиндера или Германа. Для подобных преобразований нужно много лет и главное изменение модели общества. Но какой выход из этой ситуации? власть имущим всегда выгодно держать народ глупым и больным.
Меня, ясное дело, занесло:).

Вернемся или скорее приступим-таки к героям нашей публикации.
Не сопровождаемое словами действие спектакля происходит за широким белым полотном (экраном). В отличи от традиционного китайского театра теней, здесь играют живые люди, а не фигурки из прозрачной кожи или картона. Нельзя отнести его и к чисто «пластическим» (где в первую очередь упор ставится на трюки и элементы шоу), в последнее время получившим развитие на Западе.
Как описано в выданном зрителям буклете – спектакль состоит из четырех тем –новелл: «Чеки», «Я сделаю вас счастливыми», «Брат» и «Что Вы думаете о вечности». Но, на самом деле, дробление на частицы здесь более чем формальное. Это не серия маленьких спектаклей, а одна целостная картина. Темы и образы сквозные, хоть и обыграны в каждом эпизоде по-своему .
Теперь о теме постановки. Наверное, каждый человек, в детстве забавлялся игрой теней. Проецировал немудреные образы, «созданные руками», на стену. Играл в расстановку акцентов, к примеру, создавая иллюзию, что тень совсем малого предмета вдруг становится устрашающе величавой, получает наибольшее значение, а достаточно представительного крайне ничтожной – и все это просто меняя расстояние от источника света. Но, не является ли жизнь всякого индивида, все его заботы, страдания и даже внезапные «прозрения», «переосмысления» лишь частью вот такой незатейливой игры. Разве не удивляетесь Вы иногда наблюдая за другими, что человек способен преклоняться, практически канонизировать какую-то нелепость, глупость, пустышку, но при этом чем-то на самом деле важным в его существовании пренебрегать? В своем получасовом спектакле Альбине Ермаковой (режиссер и руководитель театра) удалось напомнить зрителю, что все цели человека не имеют никакого отношения к достижению внутренней гармонии. Все социальные цели, навязаны извне и подавляют внутреннюю свободу человека, превращая его… в менеджера среднего звена, мечтавшего о крыльях, а получившего шутовскую корону и бэйдж с именем, званием и названием конторы.
YouTube Трейлер

Комментариев: 5

5 Comments

  1. zirya (26.08.2009 18:55) (Ответить)

    Отличный спектакль! Теперь по настоящему жалею, что не попал на него((( Ребята, продолжайте в том же духе. Рад буду увидеть что-нибудь подобное. Пожалуйста ответьте, его будут повторять? Если да, то когда и где?

  2. Виктор (28.08.2009 22:20) (Ответить)

    Очень интересно посмотреть бы его просто я такое вижу в первые _даже не думал что такое возможно_СПАСИБ ЗА ИНФОРМАЦИЮ_

  3. пол-первого ночи (18.09.2009 23:29) (Ответить)

    Здорово то как! Альбина и ребята, молодцы, узнаю очертания знакомых людей.Жаль, что не получилось побывать.

  4. татьяна (24.11.2009 07:54) (Ответить)

    подскажите, пожалуйста, где в вашем городе проходят спектакли?

  5. 123 (24.03.2010 19:58) (Ответить)

    Ох и халтура

Sorry, the comment form is closed at this time.

  • Рубрики

  • Реклама

  • Архивы

  • Статистика